17 Июля 2024
17 Июля 2024
Трансформация торговой полки В поисках рецепта эффективной в управлении и прибыльной планограммы ритейлеры пересматривают существующие подходы. Так, например, «Перекрёсток» с помощью ИТ-решений разрабатывает уникальные программы под все свои торговые точки. Наталья Арисова, руководитель мерчандайзинга, «Перекрёсток», поделилась, что «эффективность выкладки обеспечивается за счет того, что ассортиментные матрицы подстраиваются под особенности конкретной локации, а выкладка – под конкретные покупательские привычки». А Давид Свядосц, руководитель продукта цифровизации мерчандайзинга, «Перекрёсток», уточнил, что работа по построению планограмм представляет процесс, состоящий из нескольких этапов – от кластеризации магазинов по продажам и окружению до QR-кодирования стеллажей, благодаря которому сотрудники получают актуальную информацию по выкладке. Пересматривают свой подход к управлению полкой и в сети «Дикси». Команда управления торговым пространством и мерчандайзингом все больше опирается на данные о продажах, ассортименте и покупателях. Владислав Базаев, руководитель управления торговым пространством «Дикси», отметил, что для построения эффективной системы мерчандайзинга торговая сеть делает акцент на следующих аспектах: Аналитика продаж и потребительского поведения. Использование BI-систем и больших данных для прогнозирования спроса и планирования выкладки и зонирования магазинов на основе исторических данных о продажах и поведении клиентов. Управление запасами и цепочками поставок. Применение ERP-систем для обеспечения наличия нужных товаров, корректного расчета МПЗ и минимизации издержек на хранение, а также снижения рисков дефицита. Персонализация и таргетинг. CRM-системы и AI-рекомендации для предоставления персонализированных предложений, увеличения вероятности покупки и лояльности клиентов. Использование видеоаналитики для оценки поведения покупателей в магазине. Оптимизация выкладки товаров. Инструменты автомерчандайзинга и 3D-моделирования для эффективного использования торгового пространства и улучшения видимости товаров, удобства коммуникации с полкой. «Все это помогает нам создать адаптивную и эффективную систему мерчандайзинга, соответствующую потребностям бизнеса и клиентов», – говорит Владислав Базаев. Изменения в работе с планограммой происходят и в сети «Лента». На сессии, которую организовала Ассоциация АМА на Neva Buyers Week 2024, директор по мерчандайзингу и управлению торговым пространством Марина Андронаки рассказала о внедрении схемограмм – схематичных изображений выкладки товарных блоков на торговом оборудовании. Вместо подробного описания того, как на полке должны быть выставлены SKU, в схемограмме отражены лишь бренды и доля их полочного пространства, а также обозначены места для выкладки СТМ сети. Такой подход позволил «Ленте» в два раза сократить трудозатраты на поддержание выкладки, а также на составление планограмм. Схемограммы нужно обновлять в два раза реже, при этом скорость их выпуска выше на 25%. Таким образом, мы видим, как в ритейле упрощается полка. Планограмма перестает быть правилом, которое нужно соблюдать, а превращается в гибкую схему, которую можно наполнять в зависимости от особенностей торговой точки и локации, а также имеющегося в наличии ассортимента, встраивать новинки, управлять остатками. С другой стороны, процесс планировки торгового пространства и оборудования, построение планограмм становится все более сложным процессом, который опирается на огромный массив данных, и такая работа требует значительной автоматизации. Как это влияет на мерчандайзинг? Мерчандайзинг перестает быть инструментом влияния на выбор покупателя, на лучшие места становится не товар, который надо продать, а товар, который хотят купить. Гибкий подход к планограммам позволяет почти на 50% сократить трудозатраты персонала на обслуживание полки. Автоматизация позволяет чаще, быстрее, эффективнее перестраивать планограмму в торговой точке – без дополнительных затрат. Фото: SeventyFour/Shutterstock/Fotodom Курс на мини-форматы Сокращение покупательского потока в гипермаркеты и рост трафика в магазины у дома, дискаунтеры, минимаркеты – тренд, который не теряет актуальности с 2021 года. Более того, ритейлеры продолжают идти в сторону уменьшения площади торговых точек и сейчас активно развивают формат ultra convenience (магазин шаговой доступности с быстрым обслуживанием). По мнению Марии Шматковой, руководителя по развитию концепции форматов «Магнит» и «Дикси», формат ultra convenience будет в числе самых активно растущих до 2028 года. Это значит, что участники рынка должны быть готовы к работе с торговыми точками такого формата. Тем более что в данном случае «меньше» не значит «проще», а даже наоборот. Особенности формата ultra convenience, влияющие на мерчандайзинг Компактная планировка (площади до 100 кв. м, а чаще 60–80 кв. м). Торговое оборудование минимальной глубины и ширины. Отсутствие склада, что требует выверенной логистики и частоты поставок. Разгрузка товара происходит через входную зону. Минимальное количество POSM в торговой точке. Выкладка в один фейс и минимальное количество SKU на полке. Мария Шматкова рассказала: «Первые запуски ultra convenience показали, что товар быстро вымывается с полки, и обновление требуется делать до двух – трех раз в день. Это серьезный вызов с точки зрения и мерчандайзинга, и логистики». Борьба за мерчандайзеров Проблема «кадрового голода», кажется, уже не ощущается как проблема – рынок просто живет в новой реальности, а в ней, по словам Антона Луцевича, HR бизнес-партнера агентства Gradus: в 2,5 раза увеличилось число вакансий в сфере линейного персонала (ритейл, e-com и FMCG); заработные платы выросли на 14%; приходится подстраиваться под пожелания кандидатов (удобные локации и графики работы, высокая частота выплат); важнейшим инструментом рекрутера становятся job-борды, в частности платформа «Авито Работа». Владимир Соболев, старший менеджер по работе с ключевыми клиентами «Авито Работы», напомнил, что сегодня при найме сотрудников крайне важной становится скорость обработки отклика. В среднем период его «жизни» составляет 15 минут: чем позже работодатель написал кандидату, чем дольше не отвечал на его вопросы, тем меньше у него шанс привлечь работника. Рекомендации по поиску мерчандайзеров на платформе «Авито Работа» Профиль агентства-работодателя должен быть оформлен профессионально и привлекательно (брендирование страницы, наличие положительных отзывов, располагающие фото сотрудников, бейдж «компания проверена» и пр.). В вакансии должна быть указана в первую очередь информация, на которую ориентируется соискатель: конкурентоспособная заработная плата в виде «вилки», график и место работы, понятное описание рабочих задач. Важно внимательно отнестись к работе с ключевыми словами, которые позволят привлечь не только мерчандайзеров, но и кандидатов из смежных категорий (работник торгового зала, кассир и т.п.), а также кандидатов из категорий «без опыта», «подработка», «для студентов» и пр. И, выбирая между вариантами написания мерчандайзер/мерчендайзер, следует отдать предпочтение первому: вакансия с правильным написанием профессии получит приоритет в результатах поиска. Работодатели, занимающиеся массовым наймом на платформе, могут бесплатно обратиться к персональному менеджеру, чтобы повысить эффективность размещений. Менеджер поможет отследить, в какие дни и какое время кандидаты наиболее активны на площадке. Например, воскресенье все еще остается недооцененным днем со стороны рекрутеров, хотя активность кандидатов в этот день высокая. Владимир Соболев отмечает: «Чтобы получить максимум откликов, важно быть видимым, работать над качеством предложений и HR-брендом». Важно сказать, что участники рынка успешно справляются с вызовами благодаря автоматизации максимального количества бизнес-процессов – и в ритейле, и на стороне производителя, и в мерчандайзинге. Алгоритмы ИИ помогают игрокам рынка анализировать данные по продажам сетей и категорий, выстраивать эффективные с точки зрения покрытия и графика маршруты посещения, а также значительно упростить выполнение ряда рутинных и трудоемких задач.